Базовый вопрос: основное и самое важное о группах базовых масел и их роли в составе автомобильных смазок. ЧАСТЬ 1


Многие наши читатели, конечно же, имеют представление о том, что такое базовые масла. Кто-то знает о них в общих чертах, а кто-то успел изучить вопрос довольно глубоко. Так вот, данный материал адресован, скорее, тем читателям, у которых ещё остались вопросы по теме и нет целостного понимания, что представляет собой база для смазочного материала и от чего же, в конечном счёте, зависит качество готового масла.

А разбираться в вопросе следует хотя бы затем, чтобы понимать, за что именно мы платим, покупая автомобильное масло: за реальную ценность состава – или за выдающийся маркетинг. Ведь часто то, что маркетологи нам преподносят как некое безусловное преимущество — отдельно взятому автомобилю вовсе и не нужно. Немного погрузимся в «матчасть», чтобы понять, о чем речь.

Группы базовых масел по API

Начнём с того, что базовое масло в составе готового моторного масла занимает порядка 80%. Всё остальное – это присадки, т.е. химические добавки, позволяющие в ту или иную сторону корректировать свойства, уже имеющиеся у базы.


Получают базовые масла двумя основными способами:
• путем перегонки нефти и очистки получившихся нефтепродуктов при помощи реагентов;
• путем химического синтеза из нефти, природного газа или же органических кислот.

По этому признаку все базы делят на минеральные и синтетические – имея в виду, в первую очередь, сам способ получения, а не источник.

Что же касается свойств и характеристик, имеющих значение непосредственно при эксплуатации смазки, то Американский институт нефти (API) делит все существующие на сегодняшний день базовые масла на пять групп. Посмотрим, в чём их особенности.

I группа: масла грубой очистки

Это минеральные масла, получаемые путем растворения нефтепродуктов, оставшихся после производства бензина (или другого горючего). Такой себе «натурпродукт» с высоким содержанием примесей (более 0,03% серы) и как смазка довольно-таки ненадежный, поскольку имеет низкий индекс вязкости. Иными словами, нормально работает такое масло в очень узком диапазоне температур, и при небольшом «минусе» может просто замёрзнуть. Кроме того, считается неэкологичным.

Значит ли это, что базы I группы – плохие? Вовсе нет. Да, технология их получения дешёвая, если сравнивать с более высокими группами. И да, как основу для автомобильных смазок их сегодня никто не применяет. В то же время, «минералку» активно и повсеместно используют для создания индустриальных масел и смазок. Например, для некоторых продуктов индустриальной линейки HYUNDAI XTeer: машинных, редукторных, турбинных и других масел и смазок, находящих применение в самых разных областях человеческой деятельности.

II группа: чистые масла

А вот это уже масла высокой степени очистки. Для их получения применяют многоступенчатый и сложный процесс – гидрокрекинг, когда «грязное» масло под высоким давлением обрабатывают водородом, чтобы максимально убрать из него все примеси. В результате получается прозрачная жидкость с низким содержанием серы (менее 0,03%), но и по-прежнему с низким индексом вязкости – не намного выше, чем у масел I группы.

Используются ли такие базовые масла для производства современных моторных масел? Да, конечно же, используются, но, как правило, в смеси с маслами более продвинутых групп, у которых индекс вязкости существенно выше. Чаще всего встречается микс баз II и III групп в разных соотношениях. Таким образом производители добиваются сразу двух целей: с одной стороны, придают готовой смазке требующиеся по замыслу свойства, а с другой – экономят на стоимости состава, тем самым снижая цену готового продукта для потребителей.

Прекрасный пример того, как на смеси III и II групп можно создать продукт, отвечающий самым высоким требованиям к современным автомаслам, — моторное масло для бензиновых двигателей HYUNDAI XTeer G700.

В 2020 году XTeer G700 5W-30 было сертифицировано допуску API SP – самому высокому по классификации API, а также по допуску ILSAC GF-6A


III группа: чистые масла с улучшенными свойствами

Масла этой группы также получают путём гидрокрекинга, но настолько глубокого, что в процессе меняется сама структура молекул углеводорода (из которых, как мы знаем из школьного курса органической химии, и состоит нефть). За счёт такого изменения на молекулярном уровне увеличивается индекс вязкости получающегося в итоге масла, что больше всего и ценится в базах III группы и даёт основание считать их полностью синтетическими.

Это самая распространённая на сегодняшний день группа базовых масел для автомобильных смазок. Используют её и известные на весь мир смазочные бренды, и производители OEM-масел (т.н. оригинальных, выпускающихся под брендами автопроизводителей), и производители с именами поскромнее.

Так, на чистой третьей группе созданы, например, линейки масел для бензиновых двигателей Ultra Efficiency и Ultra Protection бренда HYUNDAI XTeer. Они соответствуют самым строгим современным требованиям в своей категории по классификации API и имеют соответствующий новейший допуск – API SP. Это говорит о том, что по характеристикам и свойствам масла HYUNDAI XTeer не хуже, а местами и превосходят более именитые аналоги, имеющие такой же допуск (а то и ниже), но ощутимо более высокую цену.


III+ группа: масла из природного газа

API не выделяет эти масла в отдельную группу, но мы всё-таки выделим. Получают их путем всё того же гидрокрекинга — но не из нефти, а из сжиженного природного газа. Технология называется GTL (gas-to-liquids), то есть преобразование газа в жидкие углеводороды. В результате получается очень чистое, похожее на воду, базовое масло, которое к тому же очень устойчиво к воздействию агрессивных условий. Автомобильные масла, созданные на такой базе, также считаются полностью синтетическими. По своим качествам они близки к маслам на базе ПAO и полиэфиров, о которых речь пойдёт чуть ниже. Не зря GTL масла применяются, в первую очередь, для создания моторных масел премиального сегмента.

Но надо отметить, что с точки зрения экономики процесса GTL-синтетика выходит не сильно дороже нефтяных гидрокрекинговых масел и намного дешевле, чем синтетические базовые масла на основе ПАО и, тем более, еще более дорогие эстеры. Так что готовые моторные масла на GTL-базе, как бы нам их ни рекламировали, по определению не могут стоить столько же или даже больше, чем масла с использованием баз IV или V групп.

Во второй части статьи объясним чем так хороши базовые масла, которые Американский институт нефти выделил в две высшие группы!

Приблизительно так внешне выглядят базовые масла I—V групп (слева направо)